Чтобы не стоять часами в пробке купите скутер. Он экономичен, прост в управлении, не требует никаких документов, но также весьма травматичный вид транспорта из-за своей неустойчивости.С наступлением теплых солнечных дней на дорогах появляется все больше людей на стильных ярких двухколесных машинах — скутерах, или мотороллерах. Впрочем, настоящие поклонники скутеров не расстаются с ними и зимой, ездят на них на работу, к друзьям и по делам, невзирая на морозы и осадки — хотя водители автомобилей считают эту технику игрушкой. «Четыре колеса возят тело, а два — душу», — возражают владельцы мотороллеров. Какими бывают двухколесники для перевозки души и как правильно их выбирать, выяснял корреспондент «Сегодня». На рынке мотороллеров преобладает техника китайского производства, хотя есть немало моделей производства Японии и Кореи. Гораздо реже встречаются «европейцы» — французы и итальянцы — из-за их дороговизны и проблем с запчастями, которые трудно достать. Скутеры китайского производства в полтора-два раза дешевле, чем японские машины с такими же характеристиками, хотя, по сути, «китайцы» имеют с «японцами» много общего, например – двигатель. Модели мотороллеров китайских производителей в основном конструируются на базе таких известных японских мото-брэндов как Suzuki, Yamaha и Honda. Это значит, что в китайских мотороллерах установлены их мотор, ремень, фильтр, выхлопная труба и другие основные детали. В то же время качество пластика, из которого производятся корпуса «китайцев» не очень высоко и иногда после первого же падения требует замены. Олег, водитель мотороллера с 8-ми летним стажем, уверен – лучше «бэушный» японский скутер, чем новый — китайский, при том что их цены вполне соизмеримы с любым кошельком. ПЛЮСЫ Простота в управлении. От мотоцикла скутеры отличаются тем, что ни сцепления, ни коробки передач у них нет — только газ и тормоз. Водить его могут даже дети, хотя директор столичного салона мотороллеров Xmoto Антон Поправка, считает, что этого нельзя допускать — дорога детям не игрушка. Не нужны права. На скутер с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров не требуется регистрация и наличие прав. Экономия. Средний водитель мотороллера тратит не более 15 гривен в день на бензин, проезжая около 100 километров. Удобство. Хотя скорость скутера не превышает 80 километров в час, но в связи с его компактностью передвигаться на нем по городу получается быстрее, чем на автомобиле. «Я езжу на работу с левобережья и специально засекал время. Оказалось, что на мотороллере я добирался за 15 минут, а на машине это занимало минут сорок пять-пятьдесят. Это «беспробочный вариант»: любую пробку на мотороллере можно объехать аккуратно по бровке или тротуару», — поясняет Антон Поправка. МИНУСЫ Неустойчивость. Скутер — это не только стильная игрушка, а достаточно экстремальное средство передвижения. Любая двухколесная машина неустойчива, а скутер — вдвойне, поскольку его двигатель располагается сзади, и по этой причине центр тяжести в нем смещен. Те, кто впервые садятся на мопед, должны учитывать эту особенность. «Мопедисты делятся на две категории — тех, кто уже упал, и кто еще упадет, — говорят знающие водители. — Чем больше падаешь, тем больше у тебя опыт». Травматизм. Упав с мотороллера, можно отделаться не только легким испугом, но и получить ощутимые травмы. Не так давно певец Потап, потеряв контроль над скутером на скользких рельсах, до крови ободрал руки и ноги. Дискомфорт. Отсутствие каркаса у мотороллера, помимо большей уязвимости при ДТП, также доставляет неудобство при морозе, ветре, дожде и снеге. КАК КУПИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ МОТОРОЛЛЕР Самое главное в покупке скутера — это место, где его покупать. Лучше делать это в специализированных салонах. О многом скажет качество обслуживания. Продавец должен досконально знать сильные и слабые места каждой модели и честно говорить о них, так же как и о стране-производителе, не выдавая китайские модели за японские или корейские. Хотя на рынках цена может быть ниже на 100-250 долларов, однако случайные продавцы не предлагают гарантийного обслуживания и могут дать ложную информацию о технических характеристиках. К примеру, иногда говорят, что скутер разгоняется до 120 км/ч, поскольку этот показатель указан на спидометре. Однако это неправда: больше 80 мотороллеры ездить не умеют. К тому же салоны работают напрямую с банками, которые выдают «потребительский кредит» для покупки мотороллера. Для этого кредита не требуется справка о доходах и начальный взнос. Удобно сразу сесть на новый мотороллер, не расставаясь с большими деньгами. Также салоны выдают гарантию, которая осуществляется год или до пробега в 10 тысяч километров. А еще здесь вас могут обучить передвижению на этом несложном в управлении средстве. 2. Необходимо спросить продавца, где обеспечивается сервисное обслуживание скутера, после чего полезно подъехать по указанному адресу, чтобы убедиться в наличии сервисного центра и мастерских. Также расспросите механиков о правильной эксплуатации, рекомендуемой марке масла и прочих рекомендациях по уходу за скутером. 3. Необходимо также изучить гарантийную книжку. Она должна быть объемной, переведена на русский или украинский язык, иметь все печати и соответствовать покупаемой модели. 4. Важно обратить внимание на наличие запчастей в месте покупки. Все, что относится к мотору и ходовой части — поршневая группа, ремни, ролики, резина, амортизаторы, а также лампочки и другие комплектующие — должно быть в наличии. Это свидетельствует о том, что у фирмы-продавца есть прямые поставки и она обеспечит ваше техобслуживание. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОКУПКЕ ВИЛКА Вилка на мопедах может быть как мягкой маятниковой, так и жесткой телескопической. С мягкой вилкой ездить удобней, но если вы хотите быстро ездить по бездорожью, то выбирайте жесткую вилку. «Маятник» лучше для ежедневного использования, а для активной спортивной езды лучше «телескоп», считают профессионалы в мото-салоне. ДИСКИ Металлические колесные диски дешевле, но при ударе они гнутся. Литые стоят дороже, они немного легче, эстетичнее и выдерживают небольшой удар, не деформируясь, зато при сильном ударе лопаются и требуют замены. ДВИГАТЕЛЬ Двигатели бывают двухтактовые и черырехтактовые. Первый двигатель мощнее, зато второй экономичнее и долговечнее – моторесурс (пробег, на который рассчитан данный двигатель до замены) двухтактового двигателя составляет 25 тысяч километров, тогда как для четырехтактового этот показатель составляет уже 35 тысяч. Впрочем на некачественных, мягко говоря, дорогах Украины, этот показатель сокращается до 20-35 тысяч. ТОРМОЗА В основном на мотороллерах устанавливают барабанные или дисковые тормоза. Первые – легче, и наиболее распространены, при максимальной скорости движения их достаточно для плавной остановки. Дисковые тормоза немного тяжелее, и работают эффективнее, их устанавливают в основном на переднее колесо в дорогих моделях скутеров. КОРПУС Качество корпуса можно определить по качеству стыков. Следует обратить внимание на отсутствие зазоров в местах скрепления. Определить самостоятельно качество пластика на корпусе мотороллера достаточно тяжело. Единственный совет здесь — постучать по корпусу. Качественный пластик издает более глухой звук. Еще полезно проверить наличие ребер жесткости на пластических деталях – они гарантируют большую прочность и надежность. АМОРТИЗАТОРЫ В последнее время на мопедах появились амортизаторы регулируемой жесткости. В отличие от обычных с нерегулируемой жесткостью, они лучше для бездорожья, высоких скоростей и стоят не намного дороже ПОЧЕМ ДВУХКОЛЕСНЫЙ ДРУГ $400-500 — это скутеры эконом-сегмента. Они развивают небольшую скорость — до 50 км/ч, одноместные и багажник в них зачастую отсутствует. Чаще всего на недорогих скутерах установлена мягкая маятниковая вилка, которая удобна, но неустойчива на бездорожье. Также, как правило, на них устанавливают барабанные и тяжелые колеса с металлическими дисками. Модель подходит для тех, кто не любит экстрим и не имеет высокого уровня доходов — к примеру, для пенсионеров. $600-800 — эти скутеры быстрее и удобнее. На них вы можете ездить со скоростью 60-70 км/ч и перевозить одного пассажира. Правда в этом случае придется потесниться, поскольку эти модели считаются полутораместными. Вилка в этих мопедах может быть как мягкой маятниковой, так и жесткой телескопической, предназначенной для бездорожья . На них, кроме обычных колес, иногда устанавливают колеса с литыми дисками, которые прочнее и дороже. $900-1000 и выше — дорогие модели уже ездят со скоростью 80 км/ч. На них есть приспособления для перевозки грузов и пассажиры чувствуют себя комфортнее: сзади водителя достаточно места и иногда люди умудряются размещаться на скутерах втроем. Вилка здесь маятниковая или жесткая телескопическая масляная, устойчивая на бездорожье. Передний тормоз в основном дисковый, более надежный, задний – дисковый или барабанный. Также пластик корпуса дороже и качественнее. * цена указаны для скутеров с объемом двигателя до 50 см кубических ПО ОДЕЖКЕ Если вы решились оседлать мотороллер, то не стоит экономить на безопасности. Шлем — это не только аксессуар под цвет любимого двухколесника, но защита бесценной головы водителя при падениях и ДТП. При падении шлем берет на себя весь удар и зачастую разбивается, исключив или уменьшив вероятную травму. Также важны специальные защитные очки, хотя могут подойти и обычные спортивные модели: многие водители рассказывают о попадании в глаза пыли и мелких насекомых, что не только неприятно, но и опасно. Куртки и штаны каждый выбирает на свой вкус, хотя серьезным подходом будет приобретение специальных моделей с защитой для локтей, коленей и спины. Также желательно надеть перчатки. Что касается обуви, то для водителя скутера специальных сапог или ботинок не требуется, поскольку ноги водителя не участвуют в управлении. ИСПЫТАНО НА СЕБЕ В первый раз на «табуретке» «А дайте проехаться?» — попросила я у ребят в салоне. Они подвезли ко мне небольшой красный скутер, я села верхом, взявшись за удобные ручки. Хотя у меня неплохой опыт езды на велосипеде и автомобиле, мотороллер вдруг показался громоздким и неустойчивым. Кстати, скутера иногда называют «табуретками». И когда я усаживалась, то действительно почувствовала сходство сидения скутера с этим предметом мебели. Перед тем как покрутить ручку газа, я неожиданно заволновалась – а вдруг не получится? Тронувшись с места, я с трудом заставила себя поставить ноги на подставку: казалось, что сразу же свалюсь с массивной «табуретки» на землю. Однако, чем большую скорость я набирала, тем увереннее чувствовался баланс. К тому же даже на небольшой скорости появилось упоительное ощущение полета и слазить с мотороллера уже не хотелось. Опытные водители поведали, что обычно обучение езде на мотороллере занимает несколько часов. При этом желательно, чтобы новичок умел ездить на велосипеде — без элементарных навыков удерживания равновесия освоить мотороллер сложнее. Плюс к этому очень важно досконально изучить правила дорожного движения — относиться к передвижению по автотрассе как к игре, а к мотороллеру — как к игрушке не стоит.